Требования к упаковке продукции — ГОСТЫ, маркировка и содержимое — новости компании Факел

1 Содержание маркировки

2 Манипуляционные знаки

3 Место и способ нанесения транспортной маркировки

4 Размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных знаков и надписей

5 Дополнительные требования к маркировке грузов, поставляемых на экспорт

6 Маркировка, характеризующая транспортную тару

Приложение 1 (справочное) Порядок расположения транспортной маркировки

Приложение 2 (справочное) Расположение маркировочных ярлыков

Приложение 3 (рекомендуемое) Перечень материалов, применяемых для ярлыков и маркировки

Приложение 4 (рекомендуемое) Размеры манипуляционных знаков и их деталей

Приложение 5 (рекомендуемое) Шрифт для маркировки

Приложение 6 (Исключено, Изм. № 3)

Приложение 7 (справочное) Примеры расположения маркировки на грузах, поставляемых для экспорта

Дата введения 01.01.1979
Добавлен в базу 01.09.2013
Завершение срока действия 01.01.1998
Актуализация 01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Стандарты
      • Раздел Другие государственные стандарты, применяемые в строительстве
        • Раздел 55 Упаковка и размещение грузов
        • Раздел Экология
          • Раздел 55 УПАКОВКА И РАЗМЕЩЕНИЕ ГРУЗОВ
            • Раздел 55.200 Упаковочное оборудование
            • Раздел Электроэнергия
              • Раздел 55 УПАКОВКА И РАЗМЕЩЕНИЕ ГРУЗОВ
                • Раздел 55.200 Упаковочное оборудование

                Организации:

                18.05.1977 Утвержден Государственный комитет Совета Министров СССР по стандартам 1245
                Разработан Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению
                Издан Издательство стандартов 1977 г.
                Издан Издательство стандартов 1990 г.

                Marking of cargo

                Нормативные ссылки:

                • ГОСТ 4598-86Плиты древесноволокнистые. Технические условия. Заменен на ГОСТ 4598-2018.
                • ГОСТ 13345-85Жесть. Технические условия
                • ГОСТ 21631-76Листы из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия
                • ГОСТ 17308-88Шпагаты. Технические условия
                • ГОСТ 13078-81Стекло натриевое жидкое. Технические условия
                • ГОСТ 18992-80Дисперсия поливинилацетатная гомополимерная грубодисперсная. Технические условия
                • ГОСТ 926-82Эмаль ПФ-133. Технические условия
                • ГОСТ 6465-76Эмали ПФ-115. Технические условия
                • ГОСТ 102-75Фанера березовая авиационная. Технические условия
                • ГОСТ 12172-74Клеи фенолополивинилацетальные. Технические условия. Заменен на ГОСТ 12172-2016.
                • ГОСТ 18335-83Эмаль НЦ-184. Технические условия
                • ГОСТ 18510-87Бумага писчая. Технические условия
                • ГОСТ 19433-88Грузы опасные. Классификация и маркировка
                • ГОСТ 2824-86Картон электроизоляционный. Технические условия
                • ГОСТ 6034-74Декстрины. Технические условия. Заменен на ГОСТ 6034-2014.
                • ГОСТ 7625-86Бумага этикеточная. Технические условия
                • ГОСТ 9640-85Эмали ЭП-51. Технические условия
                • ГОСТ Р 53510-2009Масло соевое. Технические условия
                • ГОСТ 6993-79Эмали ХВ-1100. Технические условия
                • Показать все

                Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

                • Сканы страниц ГОСТа
                • Текст ГОСТа

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

                ГОСТ 14192-77 (СТ СЭВ 257-80, СТ СЭВ 258-81)

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ Москва

                УДК 621.7981—777 2:006 354 Группа Д79

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ стандарт СОЮЗА ССР

                Marking of cargoes

                (СТ СЭВ 257—80, СТ СЭВ 258—81)

                Срок действия с 01.01.79 до 01.01.99

                Настоящий стандарт устанавливает общие правила маркировки грузов, в том числе поставляемых для экспорта, а также нанесения маркировки, характеризующей транспортную тару 1 2 , и предназначен для разработки нормативно-технической документации на конкретные виды продукции.

                Маркировка опасных грузов должна соответствовать требованиям ГОСТ 19433-88.

                Стандарт не распространяется на маркировку, содержащую данные об упакованной продукции, требования к которой должны устанавливаться в нормативно-технической документации на конкретные виды продукции, а также не распространяется на маркировку грузов, отправляемых специализированными транспортными средствами, почтовыми посылками и насыпью в транспортных средствах

                (Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 4).

                1 СОДЕРЖАНИЕ МАРКИРОВКИ

                1 1 Транспортная маркировка должна содержать: манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.

                * Маркировка, подтверждающая соответствие тары требованиям стандарта или другой нормативно-технической документации

                Номер и наименование

                Изображение и номер чертежа

                15. Поднимать непосредственно за груз

                Указывает на то, что подъем осуществляется только непосредственно за груз, т. е. поднимать груз за упаковку запрещается

                16. Открывать здесь

                Указывает на то, что упаковку открывают только в указанном месте

                тепла и радиоактивного излучения

                Указывает на то, что тепло или проникновение излучения мзжет снизить или уничтожить ценность груза

                Указывает на то, что груз не следует подвергать качению

                Номер и наименование

                Изображение 1и номер чертежа

                19. Штабелирование ограничено

                Указывает на ограниченную возможность штабелирования груза

                20. Зажимать здесь

                Указывает, где следует брать зажимами груз при обращении с ним

                2.3. Рекомендуемое обозначение манипуляционного знака должно содержать: номер (номера) знака или наименование знака по табл. 1, обозначение настоящего стандарта. Например: 2 ГОСТ 14192—77; «Беречь от нагрева» ГОСТ 14192-77.

                (Измененная редакция, Изм. № 3, 4, 5).

                3. МЕСТО И СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАРКИРОВКИ

                3.1. Порядок расположения транспортной маркировки приведен в приложении 1.

                Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические и др. ярлыки.

                (Измененная редакция, Изм. № 3, 4, 5).

                3.2. При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также мелкими и малотоннажными отправками при хранении груза более одного года, маркировка должна быть нанесена непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки.

                (Измененная редакция, Изм. № 3).

                3.3. Основные, дополнительные и информационные надписи располагают:

                на ящиках — на одной из боковых сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.). При транспортировании в открытом железнодорожном подвижном составе малотоннажными и мелкими отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение «Верх, не кантовать», транспортная маркировка (кроме наименования грузоотправителя и пункта отправления) должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне (крышке) упаковки;

                на бочках и барабанах — на днище, свободном от маркировки, характеризующей тару. Допускается наносить маркировку на корпусе;

                на мешках — в верхней части у шва;

                на тюках — на одной из боковых поверхностей;

                на кипах — на торцовой поверхности. Допускается наносить маркировку на боковую поверхность;

                на других видах тары, на грузах, не упакованных в транспортную тару — в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах.

                При нанесении маркировки непосредственно на тару (п. 3.2), если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой стенке, допускается располагать маркировку на боковой, торцовой стенках и (или) на крышке.

                Примеры расположения маркировки приведены в приложении 2.

                (Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 4, 5).

                3.4. Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку непосредственно на изделие.

                (Измененная редакция, Изм. № 3).

                3.5. Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары (см. приложения 2 и 7).

                На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках — на одной из сторон.

                3.5.1. Знаки № 1 и 11 наносят в левом верхнем углу с четырех сторон (табл. 1, черт. 1 и 11).

                3.5.2. Знак № 9 наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон (табл. 1, черт. 9). Допускается на неупакованные грузы наносить знак № 9 на ярлыки или непосредственно на груз.

                3.5.3. Знак № 12 наносят на все шесть сторон на месте проекции фактического центра тяжести груза (табл. 1, черт. 12).

                Допускается наносить знак № 12 на меньшее количество сторон, если это необходимо из-за формы и размера груза.

                (Измененная редакция, Изм. № 5).

                3.6—3.8. (Исключены, Изм. № 5).

                3.9. На пакеты, сформированные без поддонов или на четырех-заходных поддонах, маркировку наносят на соседние, боковую и торцовую поверхности.

                На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, маркировку наносят на двух захватных сторонах.

                3.10. (Исключен, Изм. № 3)

                3.11. (Исключен, Изм. № 1).

                3.12 Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами.

                Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре — количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.

                (Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

                3.13. Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.

                3.14. Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водо-стойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой против воздействия тропического климата, высоких и низких температур. Материалы, рекомендуемые для нанесения маркировки, приведены в приложении 3.

                3.15. Манипуляционные знаки должны быть черного цвета. Если манипуляционный знак нечетко просматривается на упаковке, то на поверхность упаковки наклеивают лист или окрашивают поверхность в контрастный цвет, предпочтительно белый.

                Маркировочные надписи наносят темного цвета на светлых поверхностях и светлого на темных.

                Знак № 1 допускается выполнять красного цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге.

                Знак № 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне.

                Знак № 13 выполняют красным цветом.

                Допускается на знаке № 3 не указывать символ дождевых капель.

                Допускается наносить манипуляционные знаки без просветов.

                (Измененная редакция, Изм. № 5).

                3.16. Знак № 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне.

                (Измененная редакция, Изм. № 1).

                3.17. Знак № 13 выполняют красным цветом.

                3.18. Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна быть установлена в стандартах или другой нормативно-технической документации на продукцию.

                3.19. Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на каждое грузовое место

                Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками.

                Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками.

                (Измененная редакция, Изм. № 1).

                3.20. 3.21. (Исключены, Изм. № 5).

                4. РАЗМЕРЫ МАРКИРОВОЧНЫХ ЯРЛЫКОВ, МАНИПУЛЯЦИОННЫХ ЗНАКОВ И НАДПИСЕЙ

                4.1. Площадь маркировочного ярлыка для нанесения основных, дополнительных и информационных надписей должна быть не менее 60 см 3 . Рекомендуемое соотношение сторон 2:3.

                (Измененная редакция, Изм. № 3).

                4.2. Размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков должны соответствовать указанным в табл. 2.

                Размер грузового места (груза)

                Размер ярлыка (пред откл. +10 мм)

                длина или ширина

                Примечание. Допускается применять ярлыки размерами 37×52 мм, 26X37 мм, если размеры грузового места не позволяют применять размеры ярлыков, указанные в табл. 2, при этом размеры манипуляционных знаков выбирают произвольно, при условии соблюдения изображения знака.

                (Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

                4.3. Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков.

                4.4. На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка.

                4.3, 4.4. (Измененная редакция, Изм. № 3).

                4.5. Размеры манипуляционных знаков и их деталей, наносимых на ярлыки, непосредственно на тару или изделие приведены в приложении 4.

                (Измененная редакция, Изм. № 4).

                4.6. Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм.

                Шрифты высотой 3 и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей непосредственно на тару.

                (Измененная редакция, Изм. № 1, 4).

                4.7. (Исключен, Изм. № 4).

                4.8. Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару:

                30 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 и включ.;

                50 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до

                100 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.

                4.9. Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных надписей, наносимых непосредственно на тару:

                10 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;

                15 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до

                30 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.

                4.8, 4.9. (Измененная редакция, Изм. № 4).

                4.10. При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1—2 градации.

                (Измененная редакция, Изм. № 1).

                4.11. Шрифт для нанесения маркировки указан в приложении 5.

                б. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ ГРУЗОВ, ПОСТАВЛЯЕМЫХ НА ЭКСПОРТ

                5.1а. Транспортная маркировка грузов, поставляемых на экспорт, должна соответствовать требованиям заказа-наряда внешнеторгового объединения. 3

                Если в заказе-наряде внешнеторгового объединения нет требований к маркировке, то транспортная маркировка должна соответствовать требованиям настоящего стандарта.

                (Измененная редакция, Изм. № 3).

                5.1. Основные надписи должны содержать:

                номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя;

                номер заказа-наряда 4 ;

                номер грузового места указывается дробью, в числителе — порядковый номер места в партии; в знаменателе — количество мест в партии;

                полное наименование или условное обозначение иностранного грузополучателя;

                наименование пункта назначения с указанием станции или порта перегрузки;

                страну назначения груза 4 ;

                станцию и дорогу назначения груза 4 ;

                товарные знаки и марки грузоотправителя 4 .

                (Измененная редакция, Изм. № 3).

                5.2. Дополнительные надписи должны содержать: наименование экспортирующей организации — полное или условное;

                пункт отправления груза; станцию и дорогу отправления.

                5.3. Информационные надписи должны содержать: габаритные размеры грузового места в сантиметрах; массы нетто и брутто в килограммах;

                объем грузового места в кубических метрах; надписи «Экспорт», «Сделано в СССР».

                Допускается не указывать габаритные размеры и объем грузового места при длине, ширине или диаметре до 1 м.

                5.4. При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также при мелких и малотоннажных отправках грузов маркировка должна быть нанесена непосредственно на упаковку (тару), изделие или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность надписей при транспортировании и хранении.

                (Измененная редакция, Изм. № 1, 4).

                5.5. (Исключен, Изм. № 1).

                5.6. (Исключен, Изм. № 3).

                5.7. Транспортную маркировку наносят на каждое грузовое место.

                Допускается при транспортировании грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками наносить основные и дополнительные надписи не на каждое грузовое место, а не менее чем на десять мест.

                Допускается при транспортировании грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками, основные и дополнительные надписи не наносить.

                5.8. При транспортировании водным транспортом грузов массой свыше 1000 кг дополнительно наносят массу брутто груза в верхнем правом углу на всех четырех сторонах ящика на расстоянии не более 10 см от верхней кромки.

                5.9. (Исключен, Изм. № 3).

                5.10. Транспортную маркировку наносят на русском и иностранном языке, указанном в заказе-наряде внешнеторгового объединения (см. пример в приложении 7). При длине или ширине тары до 1 м допускается маркировку наносить на одной из сторон на языке, указанном в заказе-наряде, на другой — на русском языке.

                (Измененная редакция, Изм. № 3, 4).

                5.11. На ящиках или другой таре, имеющей форму параллелепипеда, маркировку наносят на торцовую и боковую стенки.

                На грузовых местах, имеющих форму цилиндра, маркировку наносят на основаниях.

                Допускается располагать маркировку на торцовой и боковой стенках и на крышке, если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой и торцовой стенках.

                5.12. Маркировку, характеризующую транспортную тару, не наносят на тару, предназначаемую для грузов, поставляемых на экспорт.

                Допускается упаковывание грузов в тару с нанесенной на нее маркировкой, характеризующей транспортную тару.

                (Измененная редакция, Изм. № 1).

                5.13. Не допускается наносить маркировку от руки, кроме надписей транспортных организаций.

                6. МАРКИРОВКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ТРАНСПОРТНУЮ ТАРУ

                6.1. Маркировка, характеризующая тару, должна содержать:

                обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации;

                индекс прейскуранта и порядковый номер по прейскуранту —

                для тары, изготовленной по стандартам, устанавливающим конкретные параметры тары;

                объем древесины «в чистоте» для деревянной тары или площадь раскроя ящика для картонной тары, а также данные, указанные на черт. 156 (для тары, изготовленной по техническим условиям). На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».

                2

                I — наименование изготовителя или его товарный анак; 2 — обозначение стандарта; 3 — индекс прейскуранта: 4 — порядковый номер по прейскуранту

                Для деревянных ящиков и обрешеток (с массой груза свыше 500 кг или массой груза до 500 кг при годовой потребности не более 50 м 3 для каждого типоразмера); для ящиков из гофрирован-

                2

                63.115 10-74 0,0023 м 3

                Размещение надписей

                • штамповки;
                • клеймения;
                • трафарета;
                • лито- и типографии;
                • электролитического метода;
                • аппаратного тиснения.

                Обозначения на контейнерах должны соответствовать нормам стандарта ISO 6346.

                Местоположение надписей определяется упаковочной формой:

                • При использовании ящиков для размещения используется одна из граней. Наличие обрешетки или наружных планок требует обеспечения дополнительной площади, закрывающей свободные участки, и позволяющей нанести маркеры.
                • В случае упаковки с использованием тканевых материалов (мешки, тюки) маркировка груза для транспортировки производится в верхней части, рядом со швом, а также сбоку.
                • Если объект имеет бочковидную форму — для разметки выбирается одна из крышек, либо боковой участок корпуса.

                При отсутствии перевозочной тары основные надписи размещаются на заметной части, легко просматриваемой при взаимодействии.

                Правила упаковки по виду и типу продукции

                Определенные виды товаров требуют особенного подхода к их упаковке. Аппаратуру и бытовую технику необходимо оберегать от прямых солнечных лучей, ударов и больших давящих нагрузок. Для детских игрушек, конструкторов важны безопасность и удобство использования. Соответственно, упаковку необходимо подбирать именно под ту продукцию, на которой специализируется предприятие.

                • Вакуумная упаковка в виде пленки или пакетов широко применяется для расфасовки мяса, сыров, ягод и колбас, фруктов, орехов. Позволяет сохранить аромат и свежесть сухих продуктов – специй, кофе, чая. Защищает металлические детали от коррозии.
                • Товары с мелкой фасовкой в пачках, патчах, коробочках или пакетах укладывают в большие коробки в определенном количестве.
                • Хрупкие предметы, стеклянные емкости прокладывают пупырчатой пленкой, слоями картона или устанавливают в отдельные гнезда в ящиках. Для деликатных изделий обязательно наличие внутренних амортизирующих прокладок из вспененной пленки, гофрированной бумаги, вкладышей или салфеток.
                • Комплекты из фигурных изделий, посуды, инструментов или конфет укладывают в гнезда по размеру из пластика, обитого мягкой тканью дерева.
                • Требования к упаковке жидких и газообразных товаров повышены. Необходима герметичная тара из прочного и стойкого материала. Если используются мягкие, пластиковые пакеты, тюбики, то они должны быть надежно запаяны и выдерживать серьезные сдавливающие нагрузки.

                В случае потенциальной опасности, предъявляются особые требования к упаковке продукции . К данной категории относятся :

                — бытовые и лекарственные аэрозоли;

                — чистящие химические составы бытового назначения и для автомобилей;

                — концентрированные кислоты и щелочи.

                Материал емкости не должен реагировать с содержимым, изменять свою структуру или свойства продукта. В случае опасности воспламенения, материал не должен накапливать статическое электричество, давать искры при ударе. Тара должна быть герметичной и плотно укупоренной.

                Знание общих правил по выбору упаковки позволяет максимально сохранить свойства товара, без ущерба для его эксплуатационных качеств. Чтобы привлечь внимание потребителей, стоит подобрать говорящее название , перечислить достоинства товара на этикетке.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтверди что ты человек